Истоки факультета (военные годы)

Начало Великой Отечественной войны. С запада на восток, в Сибирь, в частности, стали прибывать эвакуированные заводы. Появилась потребность в размещении военных госпиталей. Многие томские вузы, техникумы должны были потесниться. Главный корпус университета был занят под завод оптических приборов. НИИММ, располагавшийся в главном корпусе, был переселен в помещение Сибирского физико-технического института. По приказу Наркомпроса это переселение оформлялось как слияние. Директором СФТИ был профессор Кузнецов В.Д. – будущий академик. Сектор №2 превратился в спецотдел, сектор №1 – в отдел математики. Через некоторое время сектор математики, не имея штатных сотрудников, “затерялся” в недрах университета. Математики вновь начали работать на кафедрах. Слияние институтов для сектора №2 в какой-то мере было положительным. Ибо профессор Кузнецов В.Д. – большой специалист в области физики твердого тела, заинтересовался вопросами бронепробиваемости и подключил к этой проблеме своих учеников. С другой стороны, молодой коллектив был лишен самостоятельности, был доведен до уровня большой лаборатории или, в лучшем случае, отдела в составе института.

Что касается спецотделения, то для него неудобства, вызванные войной, сводились к сокращению площадей и мобилизации юношей-студентов. Правда, всех студентов, перешедших на четвертый курс и мобилизованных в армию, заведующий отделением отозвал специальным письмом, адресованным в Военный округ. В этом письме говорилось, что студенты спецотделения после окончания университета направляются на оборонные предприятия, артполигоны и т.д. Поэтому направление их в действующую армию простыми лейтенантами, командирами взводов нецелесообразно. В Штабе военного округа письмо было внимательно рассмотрено и все студенты-мужчины были возвращены на учебу. Однако сам зав. отделением Поттосин В.В. в ноябре 1941 года ушел в армию добровольно. Ушли добровольно другие сотрудники и все студенты, возвращенные на учебу.
Традиция, прочно вошедшая в обиход специальности, а потом спецотделения – традиция высокой гражданской сознательности – проявилась и в отношении защиты Родины.

Один из выпускников СО К.И.Молчанов рассказывает об этом времени: ” Я поступил на спецотделение в 1938 году. К началу 1941 года окончил третий курс. Вскоре после объявления войны начались каникулы. Однако все студенты оставались в общежитии. Домой никто не уезжал. Ждали мобилизации. 26.06 была организована цепочка связи. 19 июля все студенты моей группы были призваны и направлены на кратковременные офицерские курсы в Томское артучилище. Курсы закончить не успели. В конце сентября все вернулись в университет и приступили к занятиям на отделении. Я подал заявление в горком комсомола с просьбой направить в действующую армию и меня направили на курсы политруков. Узнав об этом, зав. отделением привел меня в горком и выразил там протест. В горкоме сказали, что с распоряжением об отсрочке они знакомы, но добровольному желанию комсомольца они препятствовать не могут. Поэтому, несмотря на протест Поттосина В.В. меня направили в армию“.

Молчанов был на фронте в составе артиллерийского пушечного полка РГК, воевал и демобилизовался в 1946 году. В этом же году возвратился в Томский университет. Вновь поступил на спецотделение и окончил его в 1948 году. Молчанов не единственный студент, который пренебрег правом отсрочки для завершения учебы в университете. Почти все студенты, возвращенные по письму зав. спецотделением, ушли добровольно на фронт. Многие из них не вернулись с фронта. Молчанов оказался одним из немногих. Вместе с юношами в действующую армию добровольно ушли и некоторые девушки-студентки спецотделения: Шахматова В. Н., Батракова Е. Н., Попова М.И., Жданова Н.Ф. После войны они также закончили прерванную войной учебу.

В течение 1941 – 1945 годов ушли со спецотделения Томского университета на фронт:
1. Батракова Евдокия Николаевна – студентка,
2. Величко Андрей Нестерович – студент,
3. Доброхотов Евгений Александрович – студент, погиб на фронте,
4. Зубков Борис Яковлевич – старший научный сотрудник,
5. Жданова Нина Филаретовна – студентка,
6. Кислин Александр Григорьевич – студент,
7. Козлов Анатолий Вениаминович – студент,
8. Козлов Анатолий Федорович – студент, погиб у озера Балатон (Венгрия),
9. Князев Владимир Фролович – лаборант, погиб на фронте,
10. Майский Владимир Мартынович –  старший научный сотрудник,
11. Малеткин Дмитрий –  научный сотрудник, погиб на фронте,
12. Медведев Федор Кузьмич – студент,
13. Могильников Виктор – студент,
14. Молчанов Константин Иванович – студент,
15. Пахомов Константин Прокопьевич – студент,
16.Попов Иван Ефимович – студент,
17. Попова Мария Ивановна – студентка,
18. Поттосин Василий Вениаминович –  старший научный сотрудник,
19. Рубцов Владимир – студент, погиб на фронте,
20. Русанов Владимир – студент,
21. Свиридов Лука Тимофеевич –  старший научный сотрудник, погиб под Тихвином,
22. Смольков Николай Андреевич – студент,
23. Шарыпов Василий Генадьевич – студент,
24. Шахматова Вевея Николаевна – студентка,
25. Ястребов Андрей – студент, погиб на фронте.

Буквально через 5 дней после начала войны в Томске постановлением Горкома ВКП (б) создан Городской комитет ученых во главе с профессором Токиным Б.П. (председатель) и профессором Кузнецовым Е.Д.(заместитель). Городской комитет ученых координировал научно-исследовательскую работу вузов, приближая её к задачам обороны. В соответствии с указаниями этого комитета к концу 1941 года в спецотделе СФТИ и на спецотделении университета был разработан и утвержден план научно- исследовательской работы преподавателей и студентов с учетом требований военного времени.

Коллективом преподавателей в период Великой Отечественной войны был выполнен ряд важных правительственных заданий.
М.С. Горохов обобщил метод профессора Н.Ф.Дроздова и дал единое решение как прямой, так и обратной задачи внутренней баллистики. Как известно, Н.Ф.Дроздов впервые получил математически точное ращение основной задачи внутренней баллистики без всяких упрощений, к которым прибегали иностранные авторы. Развитие Гороховым метода Дроздова шло в направлении уменьшения числа параметров и в нахождении общего метода решения обратной задачи. Метод стал более совершенным и гибким при решении широкого класса задач внутренней баллистики. Специальные таблицы, составленные Гороховым, сыграли большую роль в деле ускорения баллистического проектирования и улучшения наших артиллерийских систем. По заданию Государственного Комитета Обороны (ГКО) коллективом преподавателей проведены разносторонние экспериментальные и теоретические исследования проблемы бронепробивания, работы по изучению газодинамики неустановившихся процессов и применению численных методов к решению задачи Лагранжа и основной задачи внутренней баллистики.

Выпускник СО, талантливый ученый Сергей Александрович Бетехтин впервые применил численные методы газовой динамики к решению задачи Лагранжа с учетом влияния коволюма для камеры переменного сечения, а также к решению основной задачи внутренней баллистики с учетом влияния теплопередачи. Творчески развивая идеи Христиановича и Чаплыгина, С.А. Бетехтин разработал методы численного решения некоторых задач внутренней и промежуточной баллистики. Эти методы в большинстве случаев являются единственно возможным путем теоретического исследования при решении основной задачи внутренней баллистики с учетом влияния теплопередачи. Идеи его опубликованы в монографии “Газодинамические основы внутренней баллистики”. Авторы С.А.Бетехтин, А.М.Винницкий, М.С.Горохов, К.П.Станюкович, Н.Ф.Федотов. (Гос.изд. обор.пром. М., 1957). Выдающиеся заслуги Сергея Александровича Бетехтина в создании оригинальных пионерских работ в области прикладной газовой динамики позднее были отмечены утверждением премии имени Бетехтина для молодых ученых отделения, а затем факультета и института Прикладной Математики и Механики за лучшую научно-исследовательскую работу.

В годы Великой Отечественной войны на СО был прочитан курс физики бронепробивания академиком В.Д. Кузнецовым. Этот курс впервые читался в Томском университете. До войны изучение процесса бронепробивания шло по пути накопления опытных данных: На полигонах, как в России, так и за границей пользовались полуэмпирическими зависимостями. Отсутствие теории ударного взаимодействия тормозило развитие теории проектирования бронезащиты, а также средств поражения бронированных объектов.
По заданию ГКО большая группа профессоров и преподавателей университета была привлечена к изучению и решению проблемы бронепробивания: профессор Кузнецов В.Д., профессор Большанина М.А., доцент Горохов М.С., доцент Петров П.А., с.н.с. Колмаков А.Д., м.н.с. Карпов В.И. Томская школа исследователей в годы Отечественной войны провела разносторонние экспериментальные и теоретические исследования для выявления сущности процесса бронепробивания. В декабре 1942 года на заседании Томского комитета ученых от сотрудников СО и спецотдела СФТИ выступил В.Д. Кузнецов с предложением изменения полигонных методов исследования процесса бронепробивания, требовавших громоздких, сложных и очень дорогих экспериментов. Новый подход, предложенный учеными, был приближен к физической сущности процесса, позволял установить связь между кинетической энергией, скоростью снаряда и параметрами разрушения. При этом существенно экономились бронематериалы и снаряды. За период с 1942 по 1947 годы профессором Кузнецовым В.Д. и группой сотрудников спецотдела была написана книга “Материалы по физике бронепробиваемости”. Новый метод исследования получил признание в Ленинградском физико-техническом институте, на Главном морском полигоне, Центральном научно-исследовательском институте металлургии и брони и др. организациях. Метод ученых Томского университета широко используется и в настоящее время, когда в развитии физики бронепробивания произошел качественный скачок в связи с разработкой лабораторных методов получения космических скоростей соударения.

К началу Отечественной войны на СО училось 120 студентов; специализация осуществлялась кафедрой внутренней баллистики под началом доцента Горохова М.С. и кафедрой внешней баллистики, возглавляемой доцентом Петровым П.А. Отделением руководил доцент Поттосин В.В. Учебный план специального отделения включал тогда следующие дисциплины:

  • Основы марксизма – ленинизма – 220 часов,
  • Политическая экономия капитализма – 60 часов,
  • Политическая экономия социализма  –  40 часов,
  • Химия  – 54 часа,
  • Французский язык, 
  • Физика  – 282 часа,
  • Математический анализ – 228 часов,
  •  Аналитическая геометрия – 141 час,
  • Высшая алгебра – 76 часов,
  • Аналитическая геометрия – 100 часов,
  • Вариационное исчисление – 40 часов,
  • Дифференциальные уравнения  – 100 часов,
  • Методы приближенных вычислений,
  • Теория аналитических функций – 54 часа,
  • Теоретическая механика  – 320 часов,
  • Гидромеханика – 56 часов,
  • Газодинамика  – 50 часов,
  • Электро-радиотехника – 60 часов,
  • Термодинамика – 40 часов,
  • Металлография – 40 часов,
  • Теория упругости – 68 часов,
  • Методы математической физики,
  • Сопротивление материалов – 60 часов,
  • Внутренняя баллистика артиллерийских систем – 290 часов,
  • Внешняя баллистика артиллерийских систем – 240 часов,
  • Проектирование стволов и лафетов – 80 часов,
  • Пороха и взрывчатые вещества – 60 часов,
  • Физика бронепробивания и боеприпасы – 120 часов,
  • Теория стрельбы – 40 часов,
  • Теория дульных тормозов – 40 часов,
  • Баллистика минометов  – 40 часов,
  • Военно-санитарная подготовка – 150 часов.

Курс основ марксизма-ленинизма читал заведующий кафедрой основ марксизма-ленинизма доцент Абрамович А.Е., лично знавший В.И.Ленина и работавший в подполье под его началом. Курсы политической экономии читала доцент Скороспелова П.И. Французский язык преподавала Троянова Ольга Дмитриевна, свободно владевшая также английским, итальянским и немецким языками. Математический анализ читала доцент Соколова В.А., аналитическую геометрию – доцент Аравийская Е.Н., вариационное исчисление – профессор Романов. Курсы лекций по теории аналитических функций и введение в теорию функций комплексного переменного читал крупнейший математик Куфарев Павел Парфентьевич. Курсы теоретической механики, теории упругости, проектирования артиллерийских систем и лафетов читал Е.Д. Томилов.

Лучшими лекторами спецотделения были профессор Большанина М.А. и доцент Горохов М.С. Большанина М.А. читала общую физику для студентов 1 и 2-го курсов, термодинамику и сопротивление материалов на 3-м и 4-м курсах. В годы войны и первое военное десятилетие М.А. Большанина в своей научной и педагогической деятельности работала по тематике спецотдела, занималась исследованиями по проблеме пластичности и прочности для решения ряда научно-технических задач прикладного характера.
Доцент Горохов М.С. преподавал курс внутренней баллистики артиллерийских систем. Михаил Семенович относился к числу наиболее талантливых представителей нового поколения ученых-артиллеристов и баллистиков, выросших за годы Советской власти. В России к тому времени была создана передовая школа артиллеристов – конструкторов и баллистиков, прокладывающих свой путь в области артиллерийской науки и техники. В создании русской школы баллистиков большую роль сыграли крупнейшие ученые нашей страны, учителя и воспитатели многих поколений русских баллистиков: заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии, генерал-полковник артиллерии Николай Федорович Дроздов и лауреат Государственной премии, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Иван Платонович Граве.

Томская школа баллистиков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы успешно решала выдвигаемые наукой и артиллерийской практикой все более сложные задачи. Признание большого вклада М.С. Горохова в развитие научных проблем выразилось в избрании его членом-корреспондентом Академии Артиллерийских наук, открытой в 1946 году. М.С. Горохов относился к тем ученым университета, труд которых принес известность и заслуженный авторитет Томской школе баллистиков среди вузов, научных учреждений страны и за рубежом. Блестящая профессиональная эрудиция, принципиальность ученого, непостижимое трудолюбие всегда восхищали учеников М.С. Горохова.

В годы войны ушли добровольцами на фронт не только преподаватели, но и многие студенты. Группа первого курса, сформированная из 25 человек, к началу учебного года на 2-м курсе насчитывала всего 6 студенток – девушек. Студенты СО самоотверженно трудились на городских воскресниках, на строительстве ГРЭС, первой очереди трамвая, в цехах заводов. Ночь работали на заводе, либо на погрузке в речном порту и железнодорожном вокзале, а к 9 утра спешили на лекции и семинары. В городе не хватало угля для отопления, и помещения, занимаемые факультетом, отапливались дровами, доставляемыми с левого берега Томи. Студенты валили сосны на участке, отведенном леспромхозом, и в санных упряжках по 5-6 человек волокли дрова из Тимирязевского леспромхоза, находящегося в 15 км от города. Многие студенты были физически истощены из-за постоянного недосыпания и никогда не покидающего чувства голода. Подавляющее большинство студентов не имели помощи из дома, жили на стипендию и студенческий паек (400 грамм хлеба!), сдавали кровь для раненых фронтовиков в госпиталях Томска. От туберкулеза легких умер талантливый студент, секретарь комсомольской организации физмата Гоша Смагин – очень жизнелюбивый, общительный, великолепный организатор и “комиссар” – как его любовно называли в студенческом общежитии по Советской 106.
Колоссальные перегрузки, выпавшие на долю студентов военных лет не сломили их высокий моральный настрой. Студенты спецотделения неизменно брали призовые места в университете. В 1943 году за отличную учебу и работу в помощь фронту комсомольской организации специального отделения было вручено переходящее Красное Знамя Университета. В плохо отапливаемой большой аудитории факультетский поэт Сергей Бетехтин читал весёлые, шутливые стихи на торжественном комсомольском собрании при вручении СО переходящего Красного Знамени, Стихи назывались “Любовь Баллистика”.

Я помню, помню, всё, как было,
Я шел, не чуя ничего,
И вдруг ты искру обронила
На порох сердца моего.
Воспламенился он мгновенно
И без остатков догорел,
И кровь заклокотала в венах,
Достигнув прочности предел.
Всегда хочу с тобой быть рядом,
Как пуля в цель к тебе влеком.
И если б ты была снарядом,
Я б стал “ведущим пояском”.